December
The month of the West
Всё-таки удивительно странное у многих людей отношение к учёбе. То есть к изучению чего-либо. Взять, например, иностранные языки. Все поголовно (здесь и далее я имею в виду более-менее нормальных людей, а не каких-нибудь гопникообразных мужских и женских особей, которые учить не хотят ничего вообще, даже считают все это чем-то постыдным; таких, кстати, гораздо больше, чем хотелось бы казаться) хотят, просто жаждут знать хотя бы один иностранный язык. (Факторов много: иногда это просто любовь к языкам; иногда любовь к чему-то необычному; порой, например, просто осознание важности, даже необходимости знания в этом мире великого английского языка, который давно уже стал чем-то вроде Уэстерна в Средиземье Толкиена, то есть универсальным средством общения в любой точке мира; иногда (не так часто, как кажется) просто здоровое честолюбие - типа я хочу быть лучше, или хотя бы не хуже остальных (любовь, конечно, гораздо более сильный и добрый и здоровый и лучший мотив; но и честолюбие не есть плохо, это абсолютно нормально и даже хорошо, честолюбие - это часто двигатель прогресса, еще Николай Васильевич об этом писал; а вот, кстати, слово "самоутверждение" почему-то очень не люблю, самоутверждение гораздо ближе к тщеславию, чем к честолюбию; самоутверждение - это всегда засчет уничижения других). Желание, конечно, очень похвальное: даже если пока это всего лишь желание, оно много хорошего говорит о человеке. Но! Во-первых, люди обычно считают, что им удастся язык выучить так, сходу, в коротких перерывах от основной работы, не парясь и почти не отрывая себя от обычной жизни. Люди не задумываются о том, что овладение языком не легче, не проще, чем овладение их собственной (порой весьма замысловатой) профессией - и требует, обратите особое внимание, не меньших усилий, не меньшего внимания и уважения к предмету. Во-вторых и в-главных, которое следует из во-первых, люди часто думают, что они во время изучения чего-то могут быть пассивны, а именно, что, если они найдут достаточно хорошего, опытного преподавателя, репетитора, либо хорошие курсы, то сии опытные педагоги совершенно магическим, волшебным образом вложат в них знания. Причем не только знания, но и умения с навыками. Возможно, всё это от лени, возможно, от избытка самоуверенности (чрезмерно гордые и уверенные в себе люди обычно, по наблюдениям, как раз до конца ничего не доводят), возможно, просто от чрезмерной наивности и незнания, возможно от всего вместе. Хуже всего, конечно, лень. Маниловщина и обломовщина (последнюю имею в виду в самом дурном смысле, поскольку есть еще и хороший). Отсюда же вера в бредовые лохотронские методы типа эффекта 25-го кадра (и не говорите мне, что с кем-то это работало, всё равно не поверю). Вот хорошо, ничего не надо делать, только попялиться на экран часок в день - и вот, пожалуйста, по щучьему велению готов полиглот. Или в объявления (вызывающие всегда истерический хохот) типа: "Английский за три месяца!" (Иногда сроки еще меньше указываются.) Вот поэтому и столь многочисленны разочарования: причем люди валят обычно все на учителей, а не на себя. А учитель может только одно: указать путь, по которому идти, поставить вешки даже (чем лучше учитель, чем более ясный и экономный путь он покажет). Но никто, никто никогда не сможет этот путь пройти вместо самого ученика. Пройти можно только своими ножками. В учебе это наглядно, как нигде. Иногда же валят и на себя, еще ниже опуская свою самооценку (фу, я уже целый год не могу выучить язык, значит, я не способен!). А иногда же люди думают, что они уже слишком стары для этого. Есть такой глупейший стереотип в обществе, что якобы после 35-ти где-то учиться уже вроде как "неприлично". Учиться, мол, в молодости надо. Вот уж нет ничего глупее. Ведь напротив, человек, который начал учиться поздно, пусть даже ему уже за 40, - вызывает еще большее уважение, чем тот, кто учён с детства и юности. Потому что в молодом возрасте это часто не заслуга самих людей (у родителей была возможность дать хорошее образование своему чаду), а вот в более почтенном - заслуга исключительно самого человека. Вот, ну и остаётся поэтому часто мечта мечтой - а это всегда очень печально. Где-то я читал высказывание одного переводчика-полиглота о том, что надо всегда помнить: изучить иностранный язык ничуть не легче, чем научиться хорошо играть на музыкальном инструменте, причем нормальном инструменте, серьезном, вроде фортепиано или скрипки. Вот в самую точку, пожалуй. Только долгая, упорная работа, причем с любовью к предмету - только так можно чего-то достичь в жизни. И это касается не только языков, а вообще учебы, любого предмета, математики, к примеру, или рисования. Вообще, если есть любовь, то есть если это для вас хобби, если учеба доставляет удовольствие, то усилия будут не очень заметны - все будет получаться само собой. Главное просто в том, что ни один предмет не допустит к себе легкомысленного и поверхностного подхода. Казалось бы, совершенно очевидные вещи - но почему-то многие не хотят видеть.