В рабском мире объектности насилие считают силой, проявленной силой. Экзальтация насилия всегда означает преклонение перед силой. Но насилие не только не тождественно с силой, оно никогда не должно быть связываемо с силой. Сила в более глубоком смысле означает овладение тем, на что она направлена, не господство, при котором всегда сохраняется внеположность, а убеждающее, внутренне покоряющее соединение. Христос говорит с силой. Тиран никогда не говорит с силой. Насильник совершенно бессилен над тем, над кем совершает насилие. К насилию прибегают вследствие бессилия, вследствие того, что не имеют никакой мощи над тем, над кем совершают насилие. Господин не имеет никакой силы над своим рабом. Он может его истязать, но это истязание означает лишь встречу с непреодолимым препятствием. И когда господин имел силу, он переставал быть господином. Предельное бессилие в отношении к другому человеку находит себе выражение в его убийстве. Безмерная сила обнаружилась бы, если бы можно было воскресить человека. Сила есть преображение, просветление, воскрешение другого. Насилие же, истязание, убийство есть слабость.



Н. А. Бердяев



Честно, Николая Александровича можно цитировать дословно, все книги подряд, и всё будет в тему. Как он замечателен. Хочется добавить, что грех - в частности и вообще - и, как его следствие, смерть - тоже ведь совершенно бессильны над человеком, именно потому что действуют силой. Ну и понятно кто совершенно бессильны и ничтожны (от слова ничто) тоже. Вот, так что смерть, забирающая человека насильно, именно потому никакой силы не имеет над человеком. Не-сущая. Пустые покровы, шелуха. "Смерть и время царят на земле - ты владыками их не зови" (Вл. С. Соловьёв).