А мне всегда нравилось творчество Игоря Федоровича (Егора) Летова. В разных его проектах-ипостасях - "Гражданская Оборона", "Егор и опизденевшие" и других. Услышал я ГО довольно поздно - в 16 лет, но меня перевернуло полностью. Чего скрывать, оказало на меня и мое мировоззрение колоссальное влияние.
Каких только нет мнений и отношений ко всему этому - от резко положительных до резко отрицательных. Очень многие свое негативное отношение к Егору аргументируют тем, что он, дескать, "плохой как человек". Это, помню, еще 10 лет назад у нас спор такой был в общаге, где я тогда жил. Мы им отвечали так: ну какое вам дело до того, какой он сам, вам же не бухать с ним, а музыка-то хорошая. А если так рассуждать, то и Джим Моррисон, и Курт Кобейн, и многие другие вели себя по-свински местами, а Сид Вишиз - вообще. И Есенин был так себе, а уж про Пушкина вообще умолчим. Да впрочем, важны, разумеется, нравственные качества и все такое, крайне и, наверное, наиболее важны - но в конце концов не нам судить. А все, что великие творцы делают - это великая искра в нашем мраке, и не запятнать это само по себе ничем.
Все очень дружно осуждали Летова, когда после развала СССР и всех этих событий он вдруг из ярого антисоветчика и анархиста превратился в будто бы такого же ярого коммуниста с националистским налетом - собственно, выступали они тогда под нацболовским лимоновским флагом. Огромная часть поклонников от него немедленно отвернулась с негодованием, а мне кажется, я тогда очень хорошо почувствовал, что он имеет в виду - он просто невероятно проницателен и прекрасно все понимает, видит и чувствует, что кто бы ни стоял в данный момент у власти и какими бы ярлыками они не прикрывались - коммунистическими, демократическими или еще какими, - это все одно и то же и одни и те же. Он всегда остается верен своим лозунгам "Убей в себе государство" и "Я всегда буду против". Потому что прекрасно знает, кто есть князь мира сего, и не верит, что в этом чудовищно падшем мире возможно Царство безнадежного и непослушного Христа. Он всегда лучше предпочтет самый крайне непопулярный в данный момент образ - лишь бы не уподобиться разжиревшим на казенных харчах и вдруг ставшим такими законопослушными рокерам - бывшим "борцам за свободу". У меня его чудесный и ясный ум, последовательность и верность себе всегда вызывали и вызывают восхищение. А большой ум при простоте среди людей часто, как известно, глупостью слывет.
Я ищу таких как я -
Сумасшедших и смешных,
Сумасшедших и больных, е-е-е,
А когда я их найду,
Мы уйдём отсюда прочь,
Мы уйдём отсюда в ночь.
Мы уйдём из зоопарка!
Поэтому также он, в отличие от Кинчева, Ревякина и других, не может наивно повестись на то, что будто бы официальная - тем более вдруг набирающая такое влияние, власть и авторитет - Церковь - это оно и есть, вышеупомянутое Царство.
Да только если крест на грудь -
То на последний глаз пятак.
Когда же в путинскую эпоху снова стало попахивать тоталитаризмом, Егор Летов снова меняет позицию (на самом деле я уверен, ничего он не менял, а, повторяю, остался категорически верен себе, своей личности, разве что, по его собственным словам, стал намного шире). В последнем интервью для журнала "Русская жизнь" он говорит: "Я, наверное, как был, так и остался панком, анархистом и т. п. (и мне по-прежнему близок этот мир, но стал ШИРЕ). Это задача такая - становиться шире, пока мы здесь, насколько можно. Для этого есть и практики и средства, а главное - внутренняя потребность. За последние лет 10 я поимел такой колоссальный опыт (в том числе и трансперсональный), который перевернул многие мои глупости и сделал меня таким, каков я есть. Скажем так: если раньше я был панком-анархистом местечково-политического характера (с экзистенциалистским уклоном), то теперь стал эко-анархистом, или «духо»-анархистом, и меня занимают вселенские проблемы".
Также говорят, что, мол, поэзия Летова не очень глубокая и все такое и вообще. Разумеется, это не Саша Башлачев и не Яна Дягилева, но - у него же совершенно другие задачи. Он сам не раз подчеркивал, что для него главное не поэзия и не музыка. Для него, как и для Джима (кстати, он нередко называл The Doors своей любимой группой), важен "прорыв на ту сторону" ("break on through to the other side") - и любые средства для достижения этого. Настоящий рок, по Егору - это не музыка, это религиозное действо. Шаманство. (Был всего однажды на концерте "Гражданской обороны", в 98-м году, когда они как-то приезжали в этот город, но понял, какой огромной магической силой обладает этот человек.) Да и то - Летова принадлежат замечательные, на мой взгляд, поэтические образцы. А еще, я думаю, что для таких - настоящих - панков (да и не только их - в названии ли дело) важнее всего - это пусть кажущаяся безнадежной борьба, тотальная и непримиримая война против смерти, насилия, одиночества, безликости.
А одним из главных жизненных девизов живого и свободного человека могут быть очень простые, но очень замечательные слова песни "Поперек":
Не вейся шестеренкой в механизме государства
Армейской мясорубке не давай себя жевать
Назло!!!!!!!!!
поперек!!!!!!!!!
Сторонникам порядка навреди как можно больше
В проигранной в войне сопротивляйся до конца
Назло!!!!!!!!!
поперек!!!!!!!!!
Шагай на красный цвет и нарушай правопорядок
Законам и запретам поступай наперекор
Назло!!!!!!!!!
поперек!!!!!!!!!
На всякое насилье отвечай сопротивленьем
В безликом окруженьи будь всегда самим собой
Назло!!!!!!!!!
поперек!!!!!!!!!
Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас (4 раза)
В минуту молчания ори как можно больше
По линованной бумаге ты пиши, но поперёк
Назло!!!!!!!!!
поперек!!!!!!!!!
Это война не безнадежная. Действительно, стыднее всего, по словам Башлачева, "когда не видно, что услышал ты то, что слушал". Много таких. Но не все. Огромное число поклонников Летова, Башлачева, Янки и других (как и читателей Достоевского и других) не только слушали, но и услышали. И если и будут выглядеть обычными гражданами, никогда уже не станут такими, как были. Например, никогда не сольются с толпой, бьющей одиночек, и иных подлостей делать не станут. Таким образом, Егор (и другие) выполняют чрезвычайно важное во вселенском и вечном масштабе дело - дело освобождения душ от мрака, рабства, тупости, подлости и жестокости.