Нельзя-таки понять ничего во "Властелине колец", не зная, не читав "Сильмариллиона". Пропадает вся огромная глубина - и "Властелин" превращается просто в заурядную сказку. В идеале, конечно, это должно читаться в строго следующем порядке: 1) Сильмариллион, 2) Хоббит, 3) ВК - ну а потом уже всё остальное. Иначе налицо результат: многие, прочитав только ВК (столь популярного в своё время), так и остались при мнении, что майар (майары и майи тоже айнуры, то есть первые сотворённые духи, - но духи более низкого ранга, нежели валары) Саурон - главный злодей, источник зла, тогда когда он на самом деле всего лишь один из демонов - марионетка падшего валара Мелькора-Моргота, который, хоть его после его поражения и "низвергли через Врата Ночи в Безвременную Бездну", сковав цепью Ангойнор, выкованную в своё время валаром земли Ауле (а вот Саурон, кстати, изначально был как раз-таки в подчинении у Ауле, до падения Мелькора, увлекшего за собой часть духов), - своей злой волей оставался в Арде до скончания веков, - и в конце Третьей Эпохи, во время событий, описываемых в ВК, разумеется. Саурон был лишь тенью его. По рангу Саурон - примерно наравне с истари (магами) - например, Гэндальфом (он же Митрандир, а настоящее имя, в Валиноре, - Олорин) или Саруманом (Куруниром), которые также были майрами, а приняли зримый облик старцев-магов и пришли из Амана в Средиземье только в Третью Эпоху именно для противостояния Саурону.
В общем, бесконечно многие вещи остаются непонятными: например, кто такие нуменорцы-дунаданы - и откуда пошли, что это за такое важное кольцо у Арагорна (вот то, что со змеями) - кольцо было подарено эльфийским принцем Финродом-Фелагундом Барахиру - отцу Берена однорукого (вот тот, что возлюбленный Лютиэнь - дочери короля сумеречных эльфов (синдаров) Тингола и майи (!) Мелиан)... да и сама прекрасная история Берена и Лютиэнь остаётся за бортом (а как я люблю их собаку - Хуана!) - в ВК она только в песнях-преданиях, да в повторении-отражении её (куда менее мощном и менее трагичном) в истории Арагорна и Арвен... И самое главное: в ВК Профессор намеренно выводит из поля зрения (но не из поля действия!) Самого Всеблагого Творца всех - Эру-Илюватара, хотя, как сам Толкиен писал где-то, он стремился показать, как Его воля действует - чудесным образом всё складывается к поражению зла, кажущегося всемогущим... А в "Сильмариллионе" Он упоминается и действует часто - и ясно сказано, что даже валары - всего лишь сотворённые духи, твари, не могущие самостоятельно давать-творить Бытие (особенно чётко это в примере создания гномов (наугримов) Ауле, который сделать-то их сделал, а оживить, дать личное, истинное бытие - не смог, - это за него сделал Сам Илюватар, а Ауле раскаялся и смирился).
Эх, тема-то бесконечная! "Сильмариллион" - бесконечно сложное полотно, и читается медленно, зато с гигантским удовольствием, очень вкусно, потому что столько в себя вобрал! Библейская основа, разумеется, ну всё остальное, - уже потом; в каждой детали - ссылка либо на какой-либо миф. Вот взять хотя бы такую мелочь, как Гронд - молот подземного мира, оружие Моргота (упоминается единожды - в поединке Моргота с королём эльфов Финголфином) - молот языческого бога Дэгды (ирл. "добрый бог" - в кельтской мифологии один из важнейших богов племен богини Дану, именовавшийся также Эохайд Олатайр (Эохайд Отец Всех) (это можно сравнить с тем, что Моргот всё называл себя "отцом всех", "создателем всего", "хозяином мира" и т. д.), или даже самого Гефеста-Вулкана. Можно предположить, что так оценивает Профессор мир языческий, мир языческих божеств - как однозначно чёрный, диавольский...
Уже молчу о тех, кто только фильм смотрел - понятно, что вопримется сугубо как какой-нибудь боевик, экшн, совсем неинтересно будет. И ещё важный момент: думаю, даже уверен, что Профессор, хоть и считается основателем жанра "фэнтэзи", никакого отношения к этому жанру не имеет. Фэнтэзи - удел графоманов и хм... малоодарённых эпигонов типа Перумова (пишет-то последний увлекательно, да к искусству отношения имеет крайне мало) - с их языческой аксиологией, а Толкиен - бесконечно выше на всех уровнях, и формы и содержания, Толкиен - это искусство настоящее. Это религиозная мистерия, теургическое действо. Да, он ни на кого и ни на что не похож, но в ядре его произведений явно лежат несколько огромных, очень-очень важных идей, не дававших ему покоя всю жизнь.
А в основе истории любви Лютиэнь Тиннувиэль и Берена, сына Барахира, - реальная история огромной любви Толкиена и его жены Эдит. Ведь, когда она умерла, профессор распорядился установить на могиле жены плиту с надписью: "Эдит Мэри Толкиен, Лютиэнь, 1889-1971". А сам он был похоронен в той же могиле, и к надписи на плите его сын Кристофер добавил: "Джон Рональд Руэл Толкиен, Берен, 1892-1973".