"У нас принято понимать это место буквально - художественный прием, превращающий комическую новеллу в гротеск и подготовляющий "фантастическую" концовку, принят за искреннее вмешательство "души". Если такой обман есть "торжество искусства", по выражению Карамзина, если наивность зрителя бывает мила, то для науки такая наивность - совсем не торжество, потому что обнаруживает ее беспомощность. Этим толкованием разрушается вся структура "Шинели", весь ее художественный замысел. Исходя из основного положения - что ни одна фраза художественного произведения не может быть сама по себе простым "отражением" личных чувств автора, а всегда есть построение и игра, мы не можем и не имеем никакого права видеть в подобном отрывке что-либо другое, кроме определенного художественного приема. <...>... в нем (в произведении) нет и не может быть места отражению душевной эмпирики. <...> Мелодраматический эпизод использован как контраст к комическому сказу." (Б. М. Эйхенбаум, "Как сделана "Шинель" Гоголя"



Так что вот оно как...



Не верьте! :-)