19:22

The month of the West
А вот интересно, кабы к Иову пришли тогда не лже-френды, а настоящие френды, что бы они ему сказали? Или как бы молчали? Или что сделали? Ведь вся книга, собственно, на их диалогах построена, значит, это (поведение и слова друзей в такой ситуации) очень важно. И я думаю, дело совсем не в том, что Иов праведен, а они его осуждали. Если бы это случилось с человеком грешным, - всё то же.



Очень актуальный вопрос. Оно ведь как? Очень часто в тяжёлое время мы от самых, казалось бы, близких друзей слышим под маской подбадривания и утешения удовлетворённое "кто тебе виноват". Это не паранойя, это правда так бывает, я не говорю, разумеется, что всегда, но часто. Даже от родных. Вот бы про всех узнать заранее.

Комментарии
25.10.2005 в 19:54

U make my sun shine
Знаешь, я думаю, там еще дело в том, что беды Иова - не внутренние, а внешние. Реальные беды.

Я не умаляю тяжести внутреннего страдания, но всё-таки, согласись, это нечто иное...
25.10.2005 в 20:07

The month of the West
llama

А разве можно так разделять внутреннее и внешнее? Ну, потерял всех детей... так он же от этого внутренне страдал, а не как-то внешне. А от проказы и от потери всего он, может быть, вовсе не так страдал, как от сознания несправедливости происходящего, например.



Просто внешний, который ты называешь "реальным", мир настолько переплетён с внутренним, что даже как-то странно это разделять.
25.10.2005 в 20:13

The month of the West
Внутренних же бед не бывает (практически) без их внешней определённости чем-либо, так же и наоборот, часто внутренний мир определяет твоё состояние/положение во внешнем и т. д.



Или я просто не понял, о чём ты говоришь.
25.10.2005 в 20:31

U make my sun shine
December, ну да, конечно.

Сложно это определить точно...

Но вот смотри, сейчас идёт процесс над Калоевым - и, кажется, нет такого человека, который отказал ему оправданности его страдания.

Люди тяжело болеют (рак там и пр.)

Войны идут.

А с другой стороны, когда я иду от работы к метро, то прохожу сквозь стройные ряды "готов". Эстетика смерти там и пр. Кстати, в жизни эти ребятишки вполне благополучны. Я не считаю, что они не страдают. Просто зацикленность на себе там зашкаливает, это факт.

Совсем отдельная тема - это душевные заболевания. То есть когда душевное состояние нарушено из-за того, что там какое-то вещество не вырабатывается или вырабатывается неправильно. Про это я просто совсем ничего не знаю, я не специалист.



Просто знаю, что меня в своё время вылечила от повышенной зацикленности на себе - от которой многие наши страдания - работа в детской больнице. Где дети каждый месяц умирают. Там как-то по-другому на вещи начинаешь смотреть.



Это я просто о том, что все случаи разные. И из вышепреведённых я бы сравнила с Иовом, пожалуй, только Калоева. Ну, или бесланских мамочек. Все остальные случаи - конечно, тоже можно, но с оговорками большими...
25.10.2005 в 20:34

La vie est courte, la mer est grande. Faut les subir.
Эх. Самой бы не оказаться френдом Иова...

А в самой книге меня потрясает другое: как же Иов не боялся говорить ровно то, что думает. Хотя, когда страдаешь, действительно не до реверансов. Тут только кричишь. В моей жизни был случай, когда я взмолилась: "Да, Господи, Ты меня знаешь, я вот этого не принимаю и этого не принимаю, потому что просто не выдержу. Вот если бы было вот так - как я хочу в самом несбыточном фантастическом варианте - тогда я бы согласилась. Но ведь так не бывает!" Но все получилось именно так, как я просила. Хотя шанс, что будет именно так, был 0,0001%. Сейчас я понимаю, что тогда сказала действительно честно и попросила честно - и действительно от большого страдания.



25.10.2005 в 20:36

U make my sun shine
Brenta , эх, мудрая ты....



Upd: убрала смайлик, он тут не к месту...
25.10.2005 в 20:47

U make my sun shine
Прошу прощения за многословие...

Brentушкa подвигла на честность... Наверное, действительно, я писала совсем не про то, прости, Декабрик. Видимо, дело в том, что я запрещаю самой себе думать в этом направлении, чтобы не свалиться в бездну... И ещё... Наверное, потому, что у меня так немного утешителей, что я безумно им рада и благодарна. И ещё, наверное, потому, что я тоже очень боюсь оказаться одной из друзей Иова. И часто оказываюсь. Сил-то немного совсем.
25.10.2005 в 22:07

The month of the West
Brenta, llama, можно и я побуду честным?



Ламка, ты всё правильно вроде говоришь, но...



Хорошо, случаи разные бывают.



Я оговорюсь сразу, что не считаю (скорее всего) настоящими внутренними страданиями, скажем, всякие неразделённые любови, разные готические придуманные "страдания" и прочую дребедень.



А вы вот говорите так как-то всё о болезнях, о болезнях, да о потерях близких... Простите, если скажу что-то не то, но я скажу, как мне кажется.

Да, это всё чудовищное горе. Но. Вот если человек очень болеет, раком, например, - он страдает, во-первых, физически, во-вторых, от сознания, что он расстанется с этим миром, с родными, любимыми. Но ведь ему всё-таки остаётся утешение. Если верующий - то понятно... тогда вообще хорошо. Если нет, хотя бы он может переключиться с себя самого и жить жизнью родных, которые останутся... Ему есть чем утешиться.



Если же, скажем, человек потерял всех своих родных... да! опять-таки можно найти утешение. Хоть боль, разумеется, реальная, и вряд ли когда-нибудь пройдёт.



А вот если такой вариант: человек попал в лапы к какому-нибудь тяжкому пороку. Например, он алкоголик, или наркоман, или развратник какого-нибудь вида (последнее, думаю, намного тяжелее двух первых, потому что гораздо труднее избавиться). И это при том, что все нравственные понятия о том, как должно быть, он сохранил. Или, ещё лучше, он искренне верующий человек. И живёт в страшных муках, в этом чудовищном позоре (хотя бы от самого себя), и, что хуже, в ожидании вечной муки и вечного позора. И как ни старается, избавиться не получается. Он бы, скажем, рад "не зацикливаться на себе", а просто жить и работать для других, забыв о себе совершенно. Но весь ужас в том, что и к людям невозможно для него пристать по-настоящему, он же и сам себе не позволит. У него ничего не остаётся - ни Бога, ни людей, ни себя, ни надежды, вообще ничего. И когда его оставляют, он даже понимает, что другого не заслуживает. Да разве с этим ужасом может что-ниубдь сравниться? Что же это - Бог оставил его, потому что он сам виноват, да? Или он впал в это, потому что "зацикливается на себе"?

Разве это не пострашнее, чем любые страдания Иова? Разве такой человек не согласиться на внешнюю муку, на любую болезнь, на потерю всего имущества - только бы не на это?



Криво выражаюсь, но надеюсь, понятно более или менее. Вот что больше всего убивает - таких ведь людей немало, и они отчаиваются, и веру теряют и с ума сходят и т. д. Скажете, они сами виноваты, Бог от таких правильно отступает?
25.10.2005 в 22:28

U make my sun shine
Декабрик, во-первый, ты на Брентушку-то не нападай, это я - жестокая, а она всё правильно говорит...

Ты немножко провоцируешь...

Бог ни от кого не отступает. Это мы его бросаем.



ПРости, что вообще влезла.

То, что ты пишешь, очень лично.

Это только твоё.
26.10.2005 в 00:19

The month of the West
llama

Э, так неинтересно. И я ни на кого не нападал, мне как раз-таки интересно и важно было знать ваше с Брентой мнение об этом. Но не хочешь разговаривать - дело твоё.



А насчёт того, что "мы Его сами бросаем" - это мы, конечно, слышали сотни раз, да только всё равно непонятно ничего. Этот "отход от Него" тоже лежит в каких-то необъяснимых глубинах. Каким образом человек Его оставляет, если он этого отчаянно не хотел? Тебе говорят торжествующе, вот, дескать, сам виноват, это ты Его оставил, а не Он тебя. А ты в отчаянии руки ломаешь, да как же это, когда же я Его оставлял, я же этого никак не хотел. Тебе пожимают плечами и просто перестают с тобой разговаривать. И отходят, как от источника заразы.



Вообще, очень легко понять точку зрения Августина или, там, кальвинистов, согласно которой все от начала разделены на тех, кто спасётся и тех, кто погибнет, согласно которой получается, что Бог создал грешников, "чтобы ругаться над ними". Но если это так - на кой, простите, тогда вообще всё это нужно?
26.10.2005 в 01:30

U make my sun shine
Декабрик, смотри:

в предложении "это мы оставляем Бога" не осуждённость, а источник надежды.

Потому что это зависит только от нас.

Вот прямо сейчас мы можем к нему повернуться.

Не сможем - не страшно, Он будет ждать.



И нас с Брентой - особенно её - ты зря обижаешь.

Мы стараемся тебе хоть что-то ответить.

У меня это получается всё хуже и хуже.

Но я - человек.

Я - несовершенна.

Я могу очень мало вообще.

И устаю быстро.



Я - не Бог.

А Он - ждёт и не осуждает никого.



Больше отвечать в этой теме действительно не буду, просто потому, что делаю всё хуже.

Прости.



26.10.2005 в 02:29

La vie est courte, la mer est grande. Faut les subir.
llama, родная, я не вижу никаких обидных слов в свой адрес. Да, в общем, и в твой тоже. Человек ведь сейчас говорит о своем опыте. И только о нем.



December, тема действительно получилась запутанная - слишком много всего разноплоскостного намешано и мало понимания.



Я думаю, что ты со мной согласишься (и Ламка) в одном и в самом главном: никто, кроме самого страдающего, не сможет оценить степень страдания. Потому что эта степень - величина относительная. Кто-то, потеряв ребенка, сходит с ума, или спивается, или становится наркоманом, чтобы заглушить боль - и винить тут или констатировать слабость характера - дело гнилое: никто про себя не знает, как поведет себя в беде. А кто-то, потеряв всех близких и здоровье, продолжает лучиться светом. И это - дар, а не заслуга. Почему так получается - Божия тайна. Но одно точно: мы не вправе сравнивать по одному лекалу страдания разных людей. Никто не имеет права сказать другому: "Я пережил больше тебя, а твои страдания - фигня, поэтому заткнись. Я могу - и ты моги." Потому что один и тот же дождь безопасен для могучего дуба и смертоносен для маленького насекомого. Да и насекомые одного вида тоже обоадают разной выживаемостью.



Поэтому повторяю еще и еще раз: Господи, не дай оказаться другом Иова. Предельное внимание. Если вдруг оказывается, что тебе дано понять про другого, что он переживает не по делу, что страдает не по тому поводу - то надо это вИдение облекать в нужные слова, чтобы не ранить, или чтобы ответить за последствия ранения. Вот мы летели сейчас в самолете с другом. Началась болтанка. Я вся бледная, трясусь, говорю: "А вдруг мы разобьемся?" Он как прикрикнет: "Ты что, дура что ли?! Какое разобьемся? В болтанке никогда не была?" И фыркнул. За что я ему и благодарна. Потому что если бы он начал спокойно втолковывать: "Нет, Машечка, не разобьемся, потому-то и потому-то" - это было бы гора-аздо хуже конкретно в той ситуации. А так сразу мозги стали на место.



Про отлученность от Бога - это самое темное место в вашем с Ламкой диалоге, и я в нем участвовать не стану, потому что не хочу заморачиваться на эту тему. Просто не хочу. Я знаю, что иногда покидает чувство Его присутствия - а иногда приходит в полноте. И в этот процесс может включаться и рацио, и интуицио. Когда отлив - держать в уме: Он здесь. Держаться только умом, если хочешь - постоянным самовнушением. Он здесь, Он не оставил, Он никогда не бросит. А если и случится вскричать - "Отчего Ты меня оставил? Почему Тебя здесь нет?" - то и ответ будет дан только тебе. Тут не место третьему.

Помнишь, Ламкин, у Аверинцева - "Страшно не то, что такой-то столпник отбил столько-то тысяч поклонов, а то, что кто-то стоял рядом и считал."



Простите, что я так пространно.

Ребятушки, улыбнитесь друг другу. :)
26.10.2005 в 09:01

The month of the West
llama, :) :)



Brenta, :) :)



Простите. Спасибо вам за всё.
26.10.2005 в 10:58

Как у вас тут здОрово ночами :)

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail