The month of the West
Мысль древняя и трезвая, конечно, но и я о том, что не нужно сходу отвергать хорошие вещи, в том числе хорошие идеи (а вот действительно, идея - это вещь ли? - Аристотель думал, что да), даже если они нехристианские. (Впрочем, есть ли по-настоящему нехристиане на свете? - вот Тертуллиан, как известно, утверждает, что душа любого человека - урождённая христианка, - очень, очень похоже на правду.) Не помешало ведь Святым Отцам и, далее, схоластам, активно пользоваться идеями Платона и Аристотеля (и детально, просто-таки фантастически здорово разработать их) то, что те были язычниками. Есть же голова, чтобы отсеять, что не надо. А вот пища: авторитет Аристотеля начал падать как раз в Возрождение - и упал в Новое время - когда и христианство оказалось далеко (близко) не в почёте.
Впрочем, в подобных заимствованиях надо быть крайне осторожным: вот Августин позаимствовал некоторые идеи у язычников, особенно у манихейцев, к которым когда-то принадлежал, - например, фатализм (эти вот 100 % в ад пойдут, а те - в рай, это уж решено, и человек сам с этим ничего не поделает) - и что вышло? Вышел, например, католицизм, отпад Запада, раскол Церкви... инквизиция... реформации, революции, атеизм. Авторитет Аврелия - огромный. Вообще, много весьма масштабных вещей происходило из-за отдельных идей некоторых конкретных личностей. Играть с идеями - очень опасно.
Впрочем, в подобных заимствованиях надо быть крайне осторожным: вот Августин позаимствовал некоторые идеи у язычников, особенно у манихейцев, к которым когда-то принадлежал, - например, фатализм (эти вот 100 % в ад пойдут, а те - в рай, это уж решено, и человек сам с этим ничего не поделает) - и что вышло? Вышел, например, католицизм, отпад Запада, раскол Церкви... инквизиция... реформации, революции, атеизм. Авторитет Аврелия - огромный. Вообще, много весьма масштабных вещей происходило из-за отдельных идей некоторых конкретных личностей. Играть с идеями - очень опасно.