The month of the West
О несколько другой музыке.
Один из моих самых любимых музыкантов - Аарон Стейнтхорп, вокалист, главный идейный вдохновитель и автор большей части песен легендарной британской группы My Dying Bride, соответственно, одной из любимейших мною. Собственно, он и бессменный гитарист Эндрю Крейхэм - единственные, кто были в составе всегда.
Этой великой группе уже 18 лет, а я их слушаю уж почти 11. О стиле, по-моему, говорить довольно бессмысленно, разве что очень общим обозначением Эндрю "должен сказать, что My Dying Bride по-прежнему остается металлической группой". В начале это был почти чистый death, или, по меньшей мере, doom-death - с сильным уклоном во второе. Однако уже тогда от дестеров (для меня, признаюсь, чистый, "настоящий" death - типа заумных "Cannibal Corpse", например, - не понятен, местами слишком это для меня (может, не дорос, да и не разбираюсь я в музыке сильно - но если я что-либо или кого-либо люблю, так люблю), хоть и уважаю такой экстрим в лучших его проявлениях) их отличала невероятная... симфоничность и музыкальная правильность.
Взять хотя бы первый нашумевший single "Symphonaire Infernus Et Spera Empyrium", начинающийся с просто волшебнейшей и печальнейшей скрипки Мартина Пауэлла (как безумно жаль, что он позже ушел!) и переходящий в очень тяжелую и агрессивную, но при этом невероятно гармоничную композицию под Аароновский гроул. Позже был второй их сингл "The Thrash of Naked Limbs" - просто безумно сильная вещь. И сейчас, когда слушаю, меня от этой музыки накрывает с головой, выключает сознание и выносит в какие-то мощнейшие энергетические - разных уровней - потоки. Соединение с некоей огромной силой.
Ну а когда вышел их первый полновесный альбом "As the Flower Withers", - всем, наверное, стало ясно, что это не просто одна из бесчисленных эфемерных группок, возникающих и исчезающих то и дело, а настоящая культура. Искусство, уходящее своими корнями в лучшую классику, как музыкальную, так и литературную, и вполне могущее поравняться с ними по силе и глубине. (Сам автор как-то упоминал, что обожает античную трагедию, а также Шекспира.)
После зловещего интро "Silent Dance" альбом открывается композицией "Sear Me", исполняемой Аароном диким рыком на латинском языке (много песен и фрагментов песен, особенно ранних, написаны именно на латыни), которая в последующие годы получает продолжение (песни "Sear Me MCMXCIII" (1993 год) и "Sear Me III" (1999)).
Кстати, о вокалах Аарона.
Такого убедительного - по-настоящему страшного - гроула, как у него, я больше ни у кого не слышал и сомневаюсь, что есть. А гроул - это вам не просто порычать со сцены; хороший гроул - это довольно сложный технически вид вокала, требует долгой выработки, а также легких, подобных кузнечным мехам. Да и сил огромных, физических и душевных. Чтобы это все звучало и работало, чтобы завораживало людей до полусмерти, - надо выкладываться полностью, выворачивать себя наизнанку. А Аарон делает именно так. Даже на маленьких незначительных концертах.
Начиная с альбома 1993 года "Turn Loose the Swans" певец чередует гроул с обычным, чистым своим вокалом, который, впрочем, часто звучит как плач, да собственно, он и есть.
Этот плач, в отличие от фальшивого попсового нытья, в том числе нытья разных псевдоготов (на деле переодетых модных попсовиков), вызывает искреннее сострадание его лирическому герою (или просто герою, как в песне-легенде "The Light at the End of the World" в альбоме с одноименным названием - об абсолютно одиноком человеке, живущем на острове на краю миру, человеке, который когда-то утратил свою возлюбленную, но которому боги, "сжалившись", вернули ее, но всего на одну-единственную ночь, а дальше по договору он обречен на вечное одиночество - и после этой райской ночи, когда она исчезает, муки становятся невыносимыми и будут продолжаться вечно), вызывает ужас и жалость... и очищение. Как и положено трагедии, по Аристотелю. Потому что исполнитель сам предельно искренен. Потому что он испытал/испытывает все это сам.
Именно поэтому к этой группе я, как и многие, не могу относиться как бы легкомысленно, как к просто некоей музыке. Это воспринимается как нечто святое. Да и есть оно. Это бесконечный рассказ о реальном горе человека и человечества, а главное, о трагедии добра в этом мире (показательно название одной из знаменитых песен - "Cry of Mankind").
Еще раз подчеркну - что подкупает в MDB - в отличие от бесчисленных модных ноющих готов - чувство предельной искренности, реальности происходящего. Предельная серьёзность в лучшем смысле. И музыка высочайшего профессионализма и качества.
"Мы не старались вырваться", - говорит Эндрю Крэйхем, "стать самыми первыми, ну или что-то в этом роде - мы просто делали то, что хотели делать, что шло из нас, плюя на всякую моду и на то, что ожидали от нас".
Тогда же, в 1993 году меняется и музыка - теперь это почти классический, медленный, очень задумчивый doom, тоска и боль с периодическими вспышками безумной ярости. Кстати, чередование вокалов выполняет еще и ролевую функцию: так Аарон может говорить от имени разных персонажей. Чистое пение - это больной, страдающий и отчаивающийся бессильный человек, рыком же к нему обращаются те, кто его мучат и издеваются, подталкивают падающего - коим имя легион, будь то люди или не люди. Но не только они, а порой и... сам Бог (впрочем, непонятно, стоит ли тут это слово писать с большой буквы: так как он тоже может быть крайне жесток и жесток - некий Черный Бог, Бог силы - нужно ли напоминать, сколь многие верят именно в такого?), как в молитве-диалоге в песне "Your River":
- Where now? Feed me! Hold me! Save me!
- Save yourself!
- Where now? Which way? Dear God, show me!
- Take your own. Struggle free! Arise! You're ruined! Stand down! Your kin, piled thick around you. Save yourself!
Сам Аарон заявляет, что в Бога не верит, а Библию использует лишь как источник вдохновения. Однако слишком уж подозрительно религиозны - серьезны на эти темы - тексты, чтобы все было так просто. Да и не определяется вера-неверие исповеданием, да и доброе-плохое - верой-неверием. Глубокая личная тайна.
Как и сама "Невеста" - тайна. Поразительная, невероятная, совершенно фантастическая группа. Будто одно целое, изящное живое существо. Светлый дух печали под черной вуалью.
Продолжение след.
MDB в современном составе (слева на переднем плане - Аарон, позади него (с длинным светлыми волосами) - Эндрю)
Аарон

Один из моих самых любимых музыкантов - Аарон Стейнтхорп, вокалист, главный идейный вдохновитель и автор большей части песен легендарной британской группы My Dying Bride, соответственно, одной из любимейших мною. Собственно, он и бессменный гитарист Эндрю Крейхэм - единственные, кто были в составе всегда.
Этой великой группе уже 18 лет, а я их слушаю уж почти 11. О стиле, по-моему, говорить довольно бессмысленно, разве что очень общим обозначением Эндрю "должен сказать, что My Dying Bride по-прежнему остается металлической группой". В начале это был почти чистый death, или, по меньшей мере, doom-death - с сильным уклоном во второе. Однако уже тогда от дестеров (для меня, признаюсь, чистый, "настоящий" death - типа заумных "Cannibal Corpse", например, - не понятен, местами слишком это для меня (может, не дорос, да и не разбираюсь я в музыке сильно - но если я что-либо или кого-либо люблю, так люблю), хоть и уважаю такой экстрим в лучших его проявлениях) их отличала невероятная... симфоничность и музыкальная правильность.
Взять хотя бы первый нашумевший single "Symphonaire Infernus Et Spera Empyrium", начинающийся с просто волшебнейшей и печальнейшей скрипки Мартина Пауэлла (как безумно жаль, что он позже ушел!) и переходящий в очень тяжелую и агрессивную, но при этом невероятно гармоничную композицию под Аароновский гроул. Позже был второй их сингл "The Thrash of Naked Limbs" - просто безумно сильная вещь. И сейчас, когда слушаю, меня от этой музыки накрывает с головой, выключает сознание и выносит в какие-то мощнейшие энергетические - разных уровней - потоки. Соединение с некоей огромной силой.
Ну а когда вышел их первый полновесный альбом "As the Flower Withers", - всем, наверное, стало ясно, что это не просто одна из бесчисленных эфемерных группок, возникающих и исчезающих то и дело, а настоящая культура. Искусство, уходящее своими корнями в лучшую классику, как музыкальную, так и литературную, и вполне могущее поравняться с ними по силе и глубине. (Сам автор как-то упоминал, что обожает античную трагедию, а также Шекспира.)
После зловещего интро "Silent Dance" альбом открывается композицией "Sear Me", исполняемой Аароном диким рыком на латинском языке (много песен и фрагментов песен, особенно ранних, написаны именно на латыни), которая в последующие годы получает продолжение (песни "Sear Me MCMXCIII" (1993 год) и "Sear Me III" (1999)).
Кстати, о вокалах Аарона.
Такого убедительного - по-настоящему страшного - гроула, как у него, я больше ни у кого не слышал и сомневаюсь, что есть. А гроул - это вам не просто порычать со сцены; хороший гроул - это довольно сложный технически вид вокала, требует долгой выработки, а также легких, подобных кузнечным мехам. Да и сил огромных, физических и душевных. Чтобы это все звучало и работало, чтобы завораживало людей до полусмерти, - надо выкладываться полностью, выворачивать себя наизнанку. А Аарон делает именно так. Даже на маленьких незначительных концертах.
Начиная с альбома 1993 года "Turn Loose the Swans" певец чередует гроул с обычным, чистым своим вокалом, который, впрочем, часто звучит как плач, да собственно, он и есть.
Этот плач, в отличие от фальшивого попсового нытья, в том числе нытья разных псевдоготов (на деле переодетых модных попсовиков), вызывает искреннее сострадание его лирическому герою (или просто герою, как в песне-легенде "The Light at the End of the World" в альбоме с одноименным названием - об абсолютно одиноком человеке, живущем на острове на краю миру, человеке, который когда-то утратил свою возлюбленную, но которому боги, "сжалившись", вернули ее, но всего на одну-единственную ночь, а дальше по договору он обречен на вечное одиночество - и после этой райской ночи, когда она исчезает, муки становятся невыносимыми и будут продолжаться вечно), вызывает ужас и жалость... и очищение. Как и положено трагедии, по Аристотелю. Потому что исполнитель сам предельно искренен. Потому что он испытал/испытывает все это сам.
Именно поэтому к этой группе я, как и многие, не могу относиться как бы легкомысленно, как к просто некоей музыке. Это воспринимается как нечто святое. Да и есть оно. Это бесконечный рассказ о реальном горе человека и человечества, а главное, о трагедии добра в этом мире (показательно название одной из знаменитых песен - "Cry of Mankind").
Еще раз подчеркну - что подкупает в MDB - в отличие от бесчисленных модных ноющих готов - чувство предельной искренности, реальности происходящего. Предельная серьёзность в лучшем смысле. И музыка высочайшего профессионализма и качества.
"Мы не старались вырваться", - говорит Эндрю Крэйхем, "стать самыми первыми, ну или что-то в этом роде - мы просто делали то, что хотели делать, что шло из нас, плюя на всякую моду и на то, что ожидали от нас".
Тогда же, в 1993 году меняется и музыка - теперь это почти классический, медленный, очень задумчивый doom, тоска и боль с периодическими вспышками безумной ярости. Кстати, чередование вокалов выполняет еще и ролевую функцию: так Аарон может говорить от имени разных персонажей. Чистое пение - это больной, страдающий и отчаивающийся бессильный человек, рыком же к нему обращаются те, кто его мучат и издеваются, подталкивают падающего - коим имя легион, будь то люди или не люди. Но не только они, а порой и... сам Бог (впрочем, непонятно, стоит ли тут это слово писать с большой буквы: так как он тоже может быть крайне жесток и жесток - некий Черный Бог, Бог силы - нужно ли напоминать, сколь многие верят именно в такого?), как в молитве-диалоге в песне "Your River":
- Where now? Feed me! Hold me! Save me!
- Save yourself!
- Where now? Which way? Dear God, show me!
- Take your own. Struggle free! Arise! You're ruined! Stand down! Your kin, piled thick around you. Save yourself!
Сам Аарон заявляет, что в Бога не верит, а Библию использует лишь как источник вдохновения. Однако слишком уж подозрительно религиозны - серьезны на эти темы - тексты, чтобы все было так просто. Да и не определяется вера-неверие исповеданием, да и доброе-плохое - верой-неверием. Глубокая личная тайна.
Как и сама "Невеста" - тайна. Поразительная, невероятная, совершенно фантастическая группа. Будто одно целое, изящное живое существо. Светлый дух печали под черной вуалью.
Продолжение след.
MDB в современном составе (слева на переднем плане - Аарон, позади него (с длинным светлыми волосами) - Эндрю)

Аарон
